О том, какие стратегии использовать и как объяснить детям, что такое деньги, «
Плед» попросил рассказать
Марию Аксенову – предпринимателя, общественного деятеля, эксперта в области финансов, издателя и главного редактора энциклопедии «Аванта+», академика РАЕН, лауреата премии президента РФ в области образования.
Во-первых, предлагаю разобраться с тем, какие стратегии финансового «воспитания» применяются чаще все на данный момент. Я не зря взяла в кавычки слово воспитание, так как пользы подобное поведение родителей точно не приносит. Сегодня среди современных родителей популярны два способа знакомства растущего поколения с миром денег. В первом варианте взрослые «платят» ребенку за хорошую оценку или домашнюю работу, во втором дети просто «клянчат» деньги у родителей, используя различные способы давления на нежную материнскую или отцовскую душу.
На мой взгляд обе стратегии вредны для успешного взросления, и поясню почему. Хорошо, что маленький человек знакомится с деньгами в принципе и начинает понимать, КАК и ЗА ЧТО деньги приходят. Но вся эта ситуация смахивает на судьбу дельфинов, которые росли в неволе и по законам дрессировки получали рыбу за выполненные сальто. В случае попадания таких дельфинов в открытое море (а взрослая жизнь наиболее точно подходит под эту метафору), они погибают практически в 100%, так как не имеют навыка охоты и продолжают крутить сальто в надежде, что придёт дрессировщик и даст им рыбу.
Тоже самое происходит и с подросшими детьми, они продолжают учиться, хорошо выполнять поставленные перед задачи учителями, родителями, начальниками, но вот реальной выгоды это не приносит. Более того, рационально распоряжаться полученными финансами и выстраивать стратегию получения финансов, такие люди так и не научаются. У них просто нет этого навыка, для которого важно критическое мышление и стратегия.
Моя позиция заключается в том, что детвора обязательно должна учиться законам денег — подобно обучению правилам дорожного движения. Это не только обеспечит безопасность в дальнейшем, но и не позволит «впадать в детство», ожидая выращивание купюр волшебным образом на растущей луне.
Второй важный момент, с которым часто сталкиваются родители, когда задаются вопросом: «а нужно ли?» — непонимание значимости финансовой грамотности в повседневной жизни.
Ведь финансовое воспитание — не есть воспитание финансиста. Это воспитание человека, который компетентен в жизни, в том числе в управлении собственными денежными потоками. Ведь финансами пронизаны все сферы нашей жизни. Финансовая жизнь – это такая же сфера, как личная жизнь. Не забывайте, что мы живем внутри социума и мировой финансовой системы, и ели не понимать ее законы, то создать собственное будущее становится все сложнее.
Изучая финансы, ребенок выучит основные принципы и математики, и экономики, и взаимоотношений. Если можно так сказать, финансовая грамотность задает принцип практического мышления, которое поможет человеку справляться в жизни с новыми задачами. То, как мы смотрим на деньги, определяет то, как мы смотрим на свою жизнь и свое место в социуме
Поэтому важно обучать своё чадо обращению и управлению деньгами.
Первое, с чего стоит начать – специализированная литература. Сейчас есть огромное количество книг для разных возрастов и с разной подачей, которые в игровой форме учат детей азам финансовой грамотности, навыкам накопления и управления собственными деньгами.
Второе – обсуждайте с ребенком откуда берутся деньги. Что родители работают, выполняют определенные функции, за это получают заработную плату. Если есть возможность, возьмите ребенка на работу, чтобы он наглядно посмотрел, как происходит процесс.
Третье – привлекайте ребенка к планированию семейного бюджета, чтобы он знал, сколько средств есть, какие есть обязательные затраты, куда и как тратятся оставшиеся средства.
Четвертое — не ограничивайте ребенка в стремлении заработать денег, когда у него возникло это желание. Мой сын свои первые доходы стал получать, учась в Бауманке, помогая студентам с экзаменами и курсовыми. У кого-то ребенок может изготавливать украшения для одноклассников, кто-то выполнять несложную работу, помогая другим. Главное, обсудить с ребенком вопросы безопасности и легальности. А вот если пустить на самотек, отмахиваться от ребенка, когда он хочет начать зарабатывать, это как раз может привести к не очень хорошим последствиям.
И мой главный, если можно так сказать, совет: обучаете детей естественно, показывая на собственном примере, как можно и нужно копить на крупную покупку или укладываться в бюджет, или жить согласно принципам осознанного потребления. Не бойтесь разговоров о деньгах, и в будущем ваш ребенок обязательно скажет вам спасибо.