Что значит «умер»?
Карлос Кастанеда, автор 11 книг, посвящённых учению шаманов древней Мексики, 27 апреля умер в своём доме в Вествуде (Лос Анджелес) от рака печени; его тело было кремировано, а прах отправлен в Мексику — такова официальная информация. Сообщение об этом появилось в печати («Лос Анджелес Таймс», «Нью Йорк Тайм» и др.) 19 июня, т.е. спустя почти два месяца.
Самое первое, что мне хотелось бы сделать — это уточнить термин «умер».
В большинстве духовных традиций человек, достигший просветления (если говорить в терминах восточных традиций), сохраняет осознание после смерти, а его физическое тело остаётся в этом мире. Так произошло, например, с индийскими мастерами XX века: Бабажди, Ошо Раджнишем. Так умерли Будда, основатель Джайнизма Махавир, православный святой Сергий Радонежский. Однако в некоторых традициях, например Дзогчен (в переводе означает «Великое Совершенство»), в конце своего пути практикующий реализует Тело Света или Радужное тело: он объявляет о том, что через семь дней умрет; его закрывают в комнате или палатке, а на восьмой день там обнаруживают только волосы и ногти. В течение этих семи дней с небе появляется множество радуг, отсюда название «радужное тело».
Многие традиции говорят о воплощении, на могиле Раджниша написано: «Никогда не рождался, никогда не умирал. Только посетил эту планету Земля между 11.12.31 и 19.01.90».
Традиция Кастанеды перевоплощения не признает, равно как не признает и возможности сохранить осознание, оставив физическое тело умирать в этом мире. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает осознание в качестве «аванса» от безличной могущественной Силы, которую маги образно назвали Орлом. В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда приходит смерть, Орёл забирает себе его осознание вместе с накопленным опытом и впечатлениями. Поэтому у каждого из нас только две возможности: либо мы умираем и Орёл поглощает наше сознание, либо мы встаем на путь воина, чтобы получить «кубический сантиметр шанса иметь шанс» достичь абсолютной свободы, или, другими словами, сгореть в огне изнутри. Так произошло с учителем Кастанеды, доном Хуаном Матусом, и с его учителем нагвелем Хулианом, и с учителем его учителя...
Дон Хуан говорил, что дальнейшая эволюция человека в биологическом теле уже невозможна. Согласно учению магов, обычный человек видит окружающий мир как твёрдые физические тела лишь потому, что его с детства учат интерпретировать подобным образом энергию, которую он воспринимает. Маги видят вселенную как множество светящихся энергетических волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой «светящиеся коконы», через которые проходят энергетические волокна вселенной. В момент смерти маги преобразуют своё тело (которое, как и всё в мире, является энергией) в энергию в чистом виде и становятся существами, не имеющими организма. Дон Хуан считал, что человек по своей природе является магическим существом, — существом, для которого главным является восприятие, и в восприятии человек может достичь необыкновенных глубин. Однако люди, выросшие и живущие в обществе, забыли о своём путешествии восприятия.
Кастанеда говорил: «Я хотел бы обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он (дон Хуан), но нет никакой гарантии». Если Карлос Кастанеда действительно умер, это означает лишь то, что он не смог реализовать свой «кубический сантиметр шанса». Для тех, кто практикует техники, описанные в книгах Кастанеды, ездит на семинары по тенсегрити (современная версия магических пассов, открытых шаманами древней Мексики), ничего не изменилось — каждый из нас может иметь шанс, но не может иметь гарантий.
Кстати, семинары продолжаются. Они проходили и после 27 апреля: 2 мая в Санта Монике (США), 23-24 мая в Мюнхене, 6 и 13 июня в США.
Версия вторая
Данные неофициальных источников таковы. Кастанеда и две женщины-воина его магической группы: Тайша Абеляр (автор книги «Магический переход») и Флоринда Доннер-Грау (автор книг «Сон ведьмы», «Шабоно», «Жизнь в сновидении») — покинули этот мир, сохранив осознание. Об этом заявила одна из energy trackers (следователей энергии — так называют группу женщин-практикующих, которые демонстрируют тенсегрити на семинарах) на встрече с участниками семинаров. (Сообщений о смерти Тайши и Флоринды в прессе не было). Из четырёх членов магической группы Кастанеды здесь осталась только Кэрол Тиггс.
Литературный агент Кастанеды Треси Крамер сообщил: «В соответствии с традицией шаманов его линии, Карлос Кастанеда покинул этот мир в полном осознании» (цитирую по «Лос Анджелес Таймс»).
Действительно, на семинаре 4 апреля присутствовали все трое женщин-воинов (сам Кастанеда не появлялся на семинарах уже больше года). 2 мая в Санта-Монике была одна Кэрол (про смерть Карлоса она не сказала ни слова). На мюнхенском семинаре в конце мая должны были быть Тайша и Флоринда, однако они не приехали, организаторы даже понизили стоимость семинара и возвращали участникам разницу. 6 и 13 июня также никого из четырех магов не было. (На семинарах я была лично, так что информация из первых рук.)
Великий мистификатор
Вполне возможно, что обе версии смерти Кастанеды фальшивые. Газеты отмечают, что обстоятельства смерти Карлоса также полны мистификаций, как и его жизнь. В свидетельстве о смерти написано, что он учитель в школе в Беверли Хиллз — но в списках школы он не значится.
Согласно сообщению, он был кремирован "at once" («мгновенно», «сразу же») — подозрительная спешка. Однако сообщения в прессе опоздали на два месяца, в качестве объяснения издания приводят слова Деборы Друз, «адвоката и друга» Карлоса Кастанеды: «Он не любил быть в центре внимания. Зная это, я не взяла на себя ответственность за выпуск официального сообщения для печати».
Официально, он умер от рака печени — но участники семинаров, видевшие Кастанеду в его любимом ресторане в Лос Анджелесе в феврале (т.е. за два месяца до смерти), сообщают, что он был похож на кого угодно, только не на человека, страдающего раком печени.
Фотография «Кастанеда в 1951 году» выглядит малореальной: во-первых мужчине на фотографии под сорок, а Кастанеде в 1951-м было не более 26; во-вторых я провела мини-опрос тех, кто видел Кастанеду — конечно, мы видели его в 1996 году, но сходства всё равно мало. Вообще, Кастанеда запрещал себя фотографировать и снимать на пленку: «Запись — это способ зафиксировать вас во времени. Единственное, чего не должен делать маг, — это становиться статичным, инертным. Статичный мир, статичная картинка — это противоположность мага».
В 1997 в Канаде вышла книга Маргарет Раньян Кастанеды — бывшей жены Карлоса, она описывает его как мастера мистификаций. Вот пример. Согласно анкетам Калифорнийского университета, Карлос родился 25.12.1931 в Бразилии, согласно иммиграционной карточке — 25.12.1925 в Перу. Но это только один факт. Согласно учению, маг свою личную историю стирает. Так что можно не сомневаться — большую часть информации о Кастанеде мы не узнаем никогда.
Для чего магу нужны мистификации? Цель мага — уйти, сохранив осознание. А для этого маг должен не только иметь достаточно энергии, он должен быть свободным и текучим. Личная история, общественное внимание, как и чувство собственной значимости, — это то, что мешает: связывает, отнимает энергию. Почти на каждый семинар приезжают люди, которые очень скоро забывают о том, зачем они приехали, — о практиках, о совершенствовании себя и о бесконечности. И начинают собирать факты биографии Кастанеды и женщин его магической группы. Для участников это — непозволительная растрата времени и энергии, для магической группы Кастанеды — очередная попытка фиксации. Но маг не может быть фиксированным!
Приведу эпиграф к книге Кастанеды «Сказки о силе»:
Пять условий для одинокой птицы:Первое: до высшей точки она долетает
Второе: по компании она не страдает
даже таких птиц, как она
Третье: клюв её направлен в небо
Четвертое: нет у неё окраски определённой
Пятое: и поет она очень тихо.
Главный вопрос
А теперь мне хотелось бы задать вопрос: может, мы решаем не ту проблему? Умер Кастанеда, ушёл Кастанеда или освободился от тяжести общественного внимания — что может дать нам обладание этой информацией? Как много копий сломано в обсуждении вопросов: «был ли дон Хуан реальной личностью?», «не использовал ли Кастанеда труды других антропологов?», «реальны события его книг или это художественный вымысел?» Но что и кому это дало?
Почему же мы продолжаем тратить на это время и энергию? Не потому ли, что обсуждать эти вещи намного привычнее и проще, чем задать себе (именно себе) главный вопрос: работают техники ли, описанные Карлосом Кастанедой? Ведь если задать себе этот вопрос, мы лицом к лицу столкнемся с тем фактом, что у нас мало времени и только один выбор: мы можем либо беспечно двигаться к собственной смерти, либо «бросить проклятую мелочность, которая свойственна людям, проживающим жизнь так, как если бы смерть никогда не тронет их».
Мой знакомый практикующий тенсегрити сказал: «Знаешь, для нас полезнее считать, что Кастанеда действительно умер. Становишься решительнее. Понимаешь, что ты один и ты должен мобилизовать все свои силы».
Действительно, «лучшее, на что мы способны, проявляется тогда, когда мы прижаты к стене».
Кастанеда говорил: «Намерение — это не рассуждения, это действие». Мастера традиции Дзогчен подчеркивают: «Речь идёт не о философской доктрине, речь идёт о практическом возвращении человека к его истиной природе». Есть много прекрасных сильных техник, описанных в разных традициях: молитва, медитация, йогические ассаны... Почему же мы игнорируем их, либо превращаем в формальность, выполняя которую, мы никуда не движемся, не меняемся?!
Я позволю себе закончить словами Кастанеды, сказанными на одном из семинаров: «Мы все столкнемся лицом к лицу с бесконечностью, хотим мы того или нет. Почему же делать это, когда мы слабы и дряхлы, в момент смерти? Почему не тогда, когда мы сильны? Почему не сейчас?»Карлос Кастанеда, автор 11 книг, посвящённых учению шаманов древней Мексики, 27 апреля умер в своём доме в Вествуде (Лос Анджелес) от рака печени; его тело было кремировано, а прах отправлен в Мексику — такова официальная информация. Сообщение об этом появилось в печати («Лос Анджелес Таймс», «Нью Йорк Тайм» и др.) 19 июня, т.е. спустя почти два месяца.
Самое первое, что мне хотелось бы сделать — это уточнить термин «умер».
В большинстве духовных традиций человек, достигший просветления (если говорить в терминах восточных традиций), сохраняет осознание после смерти, а его физическое тело остаётся в этом мире. Так произошло, например, с индийскими мастерами XX века: Бабажди, Ошо Раджнишем. Так умерли Будда, основатель Джайнизма Махавир, православный святой Сергий Радонежский. Однако в некоторых традициях, например Дзогчен (в переводе означает «Великое Совершенство»), в конце своего пути практикующий реализует Тело Света или Радужное тело: он объявляет о том, что через семь дней умрет; его закрывают в комнате или палатке, а на восьмой день там обнаруживают только волосы и ногти. В течение этих семи дней с небе появляется множество радуг, отсюда название «радужное тело».
Многие традиции говорят о воплощении, на могиле Раджниша написано: «Никогда не рождался, никогда не умирал. Только посетил эту планету Земля между 11.12.31 и 19.01.90».
Традиция Кастанеды перевоплощения не признает, равно как не признает и возможности сохранить осознание, оставив физическое тело умирать в этом мире. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает осознание в качестве «аванса» от безличной могущественной Силы, которую маги образно назвали Орлом. В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда приходит смерть, Орёл забирает себе его осознание вместе с накопленным опытом и впечатлениями. Поэтому у каждого из нас только две возможности: либо мы умираем и Орёл поглощает наше сознание, либо мы встаем на путь воина, чтобы получить «кубический сантиметр шанса иметь шанс» достичь абсолютной свободы, или, другими словами, сгореть в огне изнутри. Так произошло с учителем Кастанеды, доном Хуаном Матусом, и с его учителем нагвелем Хулианом, и с учителем его учителя...
Дон Хуан говорил, что дальнейшая эволюция человека в биологическом теле уже невозможна. Согласно учению магов, обычный человек видит окружающий мир как твёрдые физические тела лишь потому, что его с детства учат интерпретировать подобным образом энергию, которую он воспринимает. Маги видят вселенную как множество светящихся энергетических волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой «светящиеся коконы», через которые проходят энергетические волокна вселенной. В момент смерти маги преобразуют своё тело (которое, как и всё в мире, является энергией) в энергию в чистом виде и становятся существами, не имеющими организма. Дон Хуан считал, что человек по своей природе является магическим существом, — существом, для которого главным является восприятие, и в восприятии человек может достичь необыкновенных глубин. Однако люди, выросшие и живущие в обществе, забыли о своём путешествии восприятия.
Кастанеда говорил: «Я хотел бы обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он (дон Хуан), но нет никакой гарантии». Если Карлос Кастанеда действительно умер, это означает лишь то, что он не смог реализовать свой «кубический сантиметр шанса». Для тех, кто практикует техники, описанные в книгах Кастанеды, ездит на семинары по тенсегрити (современная версия магических пассов, открытых шаманами древней Мексики), ничего не изменилось — каждый из нас может иметь шанс, но не может иметь гарантий.
Кстати, семинары продолжаются. Они проходили и после 27 апреля: 2 мая в Санта Монике (США), 23-24 мая в Мюнхене, 6 и 13 июня в США.
Версия вторая
Данные неофициальных источников таковы. Кастанеда и две женщины-воина его магической группы: Тайша Абеляр (автор книги «Магический переход») и Флоринда Доннер-Грау (автор книг «Сон ведьмы», «Шабоно», «Жизнь в сновидении») — покинули этот мир, сохранив осознание. Об этом заявила одна из energy trackers (следователей энергии — так называют группу женщин-практикующих, которые демонстрируют тенсегрити на семинарах) на встрече с участниками семинаров. (Сообщений о смерти Тайши и Флоринды в прессе не было). Из четырёх членов магической группы Кастанеды здесь осталась только Кэрол Тиггс.
Литературный агент Кастанеды Треси Крамер сообщил: «В соответствии с традицией шаманов его линии, Карлос Кастанеда покинул этот мир в полном осознании» (цитирую по «Лос Анджелес Таймс»).
Действительно, на семинаре 4 апреля присутствовали все трое женщин-воинов (сам Кастанеда не появлялся на семинарах уже больше года). 2 мая в Санта-Монике была одна Кэрол (про смерть Карлоса она не сказала ни слова). На мюнхенском семинаре в конце мая должны были быть Тайша и Флоринда, однако они не приехали, организаторы даже понизили стоимость семинара и возвращали участникам разницу. 6 и 13 июня также никого из четырех магов не было. (На семинарах я была лично, так что информация из первых рук.)
Великий мистификатор
Вполне возможно, что обе версии смерти Кастанеды фальшивые. Газеты отмечают, что обстоятельства смерти Карлоса также полны мистификаций, как и его жизнь. В свидетельстве о смерти написано, что он учитель в школе в Беверли Хиллз — но в списках школы он не значится.
Согласно сообщению, он был кремирован "at once" («мгновенно», «сразу же») — подозрительная спешка. Однако сообщения в прессе опоздали на два месяца, в качестве объяснения издания приводят слова Деборы Друз, «адвоката и друга» Карлоса Кастанеды: «Он не любил быть в центре внимания. Зная это, я не взяла на себя ответственность за выпуск официального сообщения для печати».
Официально, он умер от рака печени — но участники семинаров, видевшие Кастанеду в его любимом ресторане в Лос Анджелесе в феврале (т.е. за два месяца до смерти), сообщают, что он был похож на кого угодно, только не на человека, страдающего раком печени.
Фотография «Кастанеда в 1951 году» выглядит малореальной: во-первых мужчине на фотографии под сорок, а Кастанеде в 1951-м было не более 26; во-вторых я провела мини-опрос тех, кто видел Кастанеду — конечно, мы видели его в 1996 году, но сходства всё равно мало. Вообще, Кастанеда запрещал себя фотографировать и снимать на пленку: «Запись — это способ зафиксировать вас во времени. Единственное, чего не должен делать маг, — это становиться статичным, инертным. Статичный мир, статичная картинка — это противоположность мага».
В 1997 в Канаде вышла книга Маргарет Раньян Кастанеды — бывшей жены Карлоса, она описывает его как мастера мистификаций. Вот пример. Согласно анкетам Калифорнийского университета, Карлос родился 25.12.1931 в Бразилии, согласно иммиграционной карточке — 25.12.1925 в Перу. Но это только один факт. Согласно учению, маг свою личную историю стирает. Так что можно не сомневаться — большую часть информации о Кастанеде мы не узнаем никогда.
Для чего магу нужны мистификации? Цель мага — уйти, сохранив осознание. А для этого маг должен не только иметь достаточно энергии, он должен быть свободным и текучим. Личная история, общественное внимание, как и чувство собственной значимости, — это то, что мешает: связывает, отнимает энергию. Почти на каждый семинар приезжают люди, которые очень скоро забывают о том, зачем они приехали, — о практиках, о совершенствовании себя и о бесконечности. И начинают собирать факты биографии Кастанеды и женщин его магической группы. Для участников это — непозволительная растрата времени и энергии, для магической группы Кастанеды — очередная попытка фиксации. Но маг не может быть фиксированным!
Приведу эпиграф к книге Кастанеды «Сказки о силе»:
Пять условий для одинокой птицы:Первое: до высшей точки она долетает
Второе: по компании она не страдает
даже таких птиц, как она
Третье: клюв её направлен в небо
Четвертое: нет у неё окраски определённой
Пятое: и поет она очень тихо.
Главный вопрос
А теперь мне хотелось бы задать вопрос: может, мы решаем не ту проблему? Умер Кастанеда, ушёл Кастанеда или освободился от тяжести общественного внимания — что может дать нам обладание этой информацией? Как много копий сломано в обсуждении вопросов: «был ли дон Хуан реальной личностью?», «не использовал ли Кастанеда труды других антропологов?», «реальны события его книг или это художественный вымысел?» Но что и кому это дало?
Почему же мы продолжаем тратить на это время и энергию? Не потому ли, что обсуждать эти вещи намного привычнее и проще, чем задать себе (именно себе) главный вопрос: работают техники ли, описанные Карлосом Кастанедой? Ведь если задать себе этот вопрос, мы лицом к лицу столкнемся с тем фактом, что у нас мало времени и только один выбор: мы можем либо беспечно двигаться к собственной смерти, либо «бросить проклятую мелочность, которая свойственна людям, проживающим жизнь так, как если бы смерть никогда не тронет их».
Мой знакомый практикующий тенсегрити сказал: «Знаешь, для нас полезнее считать, что Кастанеда действительно умер. Становишься решительнее. Понимаешь, что ты один и ты должен мобилизовать все свои силы».
Действительно, «лучшее, на что мы способны, проявляется тогда, когда мы прижаты к стене».
Кастанеда говорил: «Намерение — это не рассуждения, это действие». Мастера традиции Дзогчен подчеркивают: «Речь идёт не о философской доктрине, речь идёт о практическом возвращении человека к его истиной природе». Есть много прекрасных сильных техник, описанных в разных традициях: молитва, медитация, йогические ассаны... Почему же мы игнорируем их, либо превращаем в формальность, выполняя которую, мы никуда не движемся, не меняемся?!
Я позволю себе закончить словами Кастанеды, сказанными на одном из семинаров: «Мы все столкнемся лицом к лицу с бесконечностью, хотим мы того или нет. Почему же делать это, когда мы слабы и дряхлы, в момент смерти? Почему не тогда, когда мы сильны? Почему не сейчас?»