ОБЗОР ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Cфера образования, развития и HR сейчас стала единой. Одни и те же навыки, например, публичных и эфирных выступлений, можно приобрести в государственном вузе на факультете журналистике, на корпоративной обучающей программе, в частном институте, в рамках консалтинга, на акселерационной программе для предпринимателей, в рамках личного менторинга, на онлайн курсе, который ведет хороший профессионал, и т.д.


В сферу образования и развития входят:

  • среднее, среднее специальное,
  • высшее образование,
  • профпереподготовка, дополнительное профессиональное образование,
  • различные образовательные программы и курсы, дающие hard skills (от программирования до маркетинга),
  • курсы и тренинги, развивающие soft skills (креативность, лидерство, коммуникативность и т.д.),
  • EdTech (сейчас уже трудно провести границу между EdTech, инфобизнесом и курсами повышения квалификации),
  • бывшие "кружки", ныне различные школы для детей (художественные, робототехники, подготовки к ЕГЭ и т.д.),
  • репетиторство,
  • внутрикорпоративные курсы и тренинги,
  • профессиональная и развивающая литература, включая энциклопедии,
  • коучинг,
  • менторинг личности и бизнеса.
Менторинг бизнеса и личности
За каждым великим человеком стоит великий наставник
Наставником Александра Македонского был Аристотель, наставником Аристотеля - Платон, наставником Платона - Сократ, наставником Сократа были Архелай и Анаксагор...

Роль и этический кодекс современного ментора, конечно, отличается от древнегреческих, но суть та же: человек и его компания растут в разы быстрее при наличии наставника.
Как правило, основатели бизнеса привлекают ментора в связи кризисом - личным или бизнеса. Виды кризисов:
  • остановка роста, "стеклянный потолок";
  • необходимость привлечения финансирования (инвестиций, грантов, кредитов и т.д.);
  • масштабирование (выход на новые регионы, резкий скачок спроса на существующий продукт, расширение продуктовой линейки в рамках своей отрасли или выход на смежные рынки);
  • самый опасный - старт бизнеса.
Статистика такова:
  • 20% стартапов закрываются в течение первого года,
  • 30% - в течение второго года,
  • 50% предприятий не переживают пятилетний рубеж.
  • То есть, первые годы бизнеса являются критически важными. При этом только 22% предприятий обращались к услугам менторов, когда начинали свой бизнес. Менторинг может быть успешным только на основании осознанного запроса фаундера; говоря языком восточной мудрости, когда ученик готов, тогда приходит Учитель.
Участие ментора жизненно необходимо бизнесу на старте и для последующей успешной работы*:
  • 92% владельцев бизнеса согласны с тем, что менторы оказывают непосредственное влияние на выживание их бизнеса.
  • 84% компаний малого бизнеса достигают рентабельности в первые четыре года с помощью ментора.
  • 68% предприятий достигают прибыльности в течение первого года при условии сотрудничества с наставником.

*Источник: отчет Kabbage Inc. - глобальная платформа технологий и данных

Статья на vc.ru "Зачем мне ментор?" (октябрь 2024)
Роль ментора отличается от ролей психолога, коуча, наставника, консультанта, бизнес-тренера и родителя. В чём же отличия? Зачем нужен ментор и что можно получить от него?
Давайте разбираться!
Коротко напомню, что внутри каждого из нас есть три состояния «я»: я-Ребёнок, я-Родитель, я-Взрослый. Наш внутренний ребёнок, как и все дети, любит говорить «я хочу» и «дай». Внутренний родитель склонен выражаться строго: «надо, должен, положено». А внутренний взрослый употребляет слова «могу, выбираю, решаю». «Я могу» – самое эффективное и равновесная состояние для решения профессиональных задач...
далее

Расходы на образование
Высшее образование
В российских вузах увеличилось число студентов
В 2023 году высшее образование получали 4,33 млн человек
Число студентов в российских вузах в 2023 году выросло по сравнению с предыдущими годами, об этом сообщается в ежегодном докладе правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования.
Согласно данным федерального статистического наблюдения, на 1 октября 2023 года в системе высшего образования насчитывалось более 4,33 млн студентов, из которых 66,7 % или 2,9 млн человек обучались по программам бакалавриата, 20 % (864,7 тыс. человек) — по программам специалитета и еще 13,3 % (576,1 тыс. человек) — по программам магистратуры.
В докладе отмечается, что тенденция снижения численности студентов вузов, сложившаяся в прошедшие годы, с 2022 года сменилась ростом. Так, численность студентов в 2023 году выросла на 281,1 тыс. человек относительно 2021 года и на 195,3 тыс. человек относительно 2022 года. При этом до 2022 года отмечалось снижение численности обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, а по программам специалитета — стабильный рост в рассматриваемом периоде.
Из общей численности студентов по очной форме обучалось 2,67 млн человек (61,7 %), в очно-заочной — 0,48 млн человек (11,1 %), в заочной форме — 1,18 млн человек (27,2 %).
За счет бюджетных средств обучение проходили 2,05 млн студентов или 47,4 %, а 2,27 млн студентов или 52,6 % — с полным возмещением стоимости обучения. Численность обучающихся за счет средств бюджетов различных уровней за период с 2019 года выросла на 161,6 тыс. человек, по договорам на платное обучение — выросла на 95,3 тыс. человек.
В 2023 году по целевой квоте за счет бюджета обучалось 201,1 тыс. человек (или 4,65 % от общего числа), из них на программах бакалавриата — 68,5 тыс. человек, специалитета — 125,6 тыс. человек, магистратуры — 7 тыс. человек. Общее количество студентов, обучавшихся по целевой квоте за счет всех источников финансирования, в том числе заключивших договор о целевом обучении, составило 217,2 тыс. человек (или 5,02 % от общего числа).
Всего в российские вузы в 2023 году было зачислено 1,29 млн человек, из них на бюджетные места — 43,9 %. Общая численность выпускников в прошлом году составила 805,9 тыс. человек.
В 2023 году в системе высшего образования действовали 724 самостоятельные организации и 524 филиала.
источник Российский союз ректоров

Доклад Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (2024)
Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования за 2023 год (далее – Доклад) подготовлен в целях реализации части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») для обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования. Доклад является составной частью ежегодного национального доклада о реализации государственной политики в сфере образования. Настоящий Доклад сформирован в соответствии с обновленной структурой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 1777 «О порядке подготовки национального доклада о реализации государственной политики в сфере образования». В Докладе представлен обзор и анализ реализации государственной политики в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования в 2023 году, а также приведена аналитическая информация о тенденциях ее развития. В Докладе использованы данные федерального статистического наблюдения (далее – ФСН), некоторые данные мониторинга системы образования за 2023 и 2022 годы, осуществляемого в соответствии со статьей 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», отчетная и иная информация, представляемая участниками отношений в сфере образования...
Полный текст доклада