Статьи и интервью в СМИ


Статья на портале "Умная страна"

МАРИЯ АКСЕНОВА: ПИСАТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ — ЭТО ИСКУССТВО

Издатель и главный редактор «Энциклопедии для детей Аванта+», предприниматель, общественный деятель, инвестор Мария Аксенова о цифровизации образования, электронной энциклопедии и о том, почему дети не читают книжки.

Любую информацию нужно изложить так, чтобы появлялся эффект «эврика», чтобы читатель почувствовал восторг открытия, чтобы у ребенка возникло ощущение, что он раскрыл тайну.
М. Аксенова
Ключевое отличие — достоверность

— Мария, в век интернета, «Алисы», «Гугла», когда в сети через поисковики можно найти все, что угодно, зачем нужна печатная энциклопедия?

— Прежде всего хочу напомнить, что наша энциклопедия начала выходить в 1990-е и была полностью издана к 2012 году — в то время она была очень востребована. Нужна ли энциклопедия сейчас — это, действительно, вопрос. Чем, например, меня не устраивают электронные издания, или просто что-то погуглить —своей достоверностью. За информацию в интернете никто не несет ответственность. Кто-то что-то разместит, подписи нет, проверки фактов нет. Это может быть полная чушь, которая кому-то пришла в голову, или он пошутил, или нарочно переврал факты, а люди это подхватывают, перепечатывают и, смотришь, это уже цитируют. Такой «информации» в интернете очень много.

В нашем издании было известен автор каждой статьи, это был квалифицированный специалист — кандидат, доктор наук. Каждая статья проходила несколько стадий проверки: редакторы ездили в библиотеки проверяли даты, корректоры вычищали ошибки и логические нестыковки, статьи вычитывали научные консультанты и т.д. То есть вся информация была выверенная, достоверная.

Кроме того, такая литература, как энциклопедия для детей, имеет свою специфику. Например, ребенок не может погуглить слово «сингулярность» до тех пор, пока ему кто-то не сказал, что такое слово существует. Если ребенок брал в руки том Энциклопедии «Аванта+», то там все необходимые термины были введены и объяснены.

Фонд "Навстречу переменам" провел первое в России инвестиционное импакт-шоу (23 декабря 2020)

Зрители трансляции могли оценить инвестиционный потенциал импакт-проектов и их вклад в решение социальных проблем. Предприниматели представили свои проекты экспертам - опытным инвесторам.
...
В шоу участвовали эксперты: Мария Аксенова, Александр Горный, Сергей Дашков, Владислав Глинберг, Юрий Войцеховский, Сергей Ореханов... читать статью целиком на сайте finance.rambler


Анастасия Файзуленова: Было страшно. Но мы не отчаялись, запустили второй раунд инвестиций ... проект привлек $50 000 от Сергея Дашкова, еще $50 000 — от Александра Каталова и $25 000 — от Марии Аксеновой
ТО для организма: история российского MedTech-стартапа Checkme
(16 декабря 2020)


Изначально целевой аудиторией проекта были спортсмены — для допуска к марафонам от 10 км и другим серьезным спортивным состязаниям закон требует пройти специальный чекап и предоставить справку.
Финансовое содействие серьезно пробустило стартап: мы обогатили линейку продуктов, запустили личные кабинеты на сайте, а штат расширился до 25 человек. Капитализация достигла $2,23 млн, а выручка стала расти на 25-30% ежемесячно.
читать статью целиком на сайте finance.rambler


ИНЬ И ЯН МАРИИ АКСЕНОВОЙ

Виктор Меньшов
Журнал «Наша школа» № 9 (48) 2003 г.
ИНЬ И ЯН МАРИИ АКСЕНОВОЙ

18 декабря 2002 года девять сотрудников издательства «Аванта+» были отмечены Премией Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год за создание фундаментальной книжной серии «Энциклопедия для детей».
В числе этих девяти — Мария Аксенова — председатель совета директоров издательского дома «Аванта+».
Успехи Марии отмечены не впервые. В числе двадцати пяти самых успешных женщин России она была на приеме у президента Путина в марте 2001 года. И среди 100 бизнесменов, которые журналом «Коммерсант-Деньги» были названы управляющими финансами России в 2001 году, Мария — единственная женщина.

— Как студентке мехмата МГУ пришла в голову идея открыть издательство?
Просто захотелось делать хорошие книжки, которые раньше нельзя было купить. Мы хотели начать с издания детского энциклопедического словаря. Думали, это очень просто: сядем с друзьями и напишем все статьи, главное — убрать всю политическую подоснову, которая засоряла информацию и мешала чтению. Сели, написали и поняли, что это будет не словарь, а… энциклопедия. Потом мы поняли, что писать статьи должны специалисты. В результате на сегодняшний день с нами работают академики, профессора, доктора наук. И в энциклопедиях мы даем часть сведений, прежде всего об открытиях, которые еще даже не опубликованы в научных журналах. Например, много таких сведений попало в том «Астрономия». А при подготовке тома «Религии мира», пришлось проделать небольшую исследовательскую работу: фактически собрать сведения обо всех современных религиозных культах. Это то, что еще не описано ни в одной диссертации или другой научной работе.
— Издательство, и сразу — энциклопедии. Слава Брокгауза и Эфрона не давала покоя?
— Ну, не сразу. Несколько месяцев мы пытались издавать газету, не хватило начального капитала на раскрутку. Но энциклопедии привлекали меня больше. Как многие выпускники мехмата я хотела создавать нечто большее: либо открытия в науке совершать, либо делать что-то столь социально значимое, за что памятник ставят. Возможность создать многотомную энциклопедию, которая будет служить много лет, — меня очень привлекали именно масштаб и ответственность этой задачи.
— Чем отличаются книги вашего издательства от других энциклопедических изданий?
— Масштабом и грандиозностью замысла. Я очень горда, что впервые у нас в серии «Энциклопедии для детей» появились том «Спорт», том «Религии мира» в двух книгах, том «Личная безопасность» и том «Экология». Мы смогли выделить отдельный том российским столицам: Москве и Санкт-Петербургу. То есть мы позволили себе подробно раскрыть такие темы, которые обычно в энциклопедиях не затрагиваются.
— При составлении энциклопедий вы ориентируетесь на школьную программу?
— Мы ориентируемся на то, чтобы школьный курс вошел в энциклопедию, но мы хотим, чтобы энциклопедия была шире — это же не учебник. Мы стараемся освещать темы, по которым вообще трудно найти литературу. Например, том «Астрономия» замещает собой целую полку научно-популярной литературы по астрономии. Это одна из моих любовий — астрономия. Если у меня такая книжка была бы в школе, я была бы счастлива.
— Вы уже 10 лет делаете энциклопедию и говорите об этом с азартом. Не надоело?
— Я даже не представляю себе, как это может надоесть. Если печать все подряд, лишь бы купили — бульварное чтиво, значит бульварное чтиво, детективы, значит детективы, непроверенную информацию, значит непроверенную информацию — это действительно скучно и не соответствует моим этическим нормам. Возможность дать читателю полную информацию по какой-либо теме — для меня счастье. Потом, мы же не стоим на месте — сейчас делаем новую серию «Современная энциклопедия для взрослых». И опять это совершенно новый подход: энциклопедия не о науках, а о том, что окружает человека в жизни. Но подход энциклопедический. Мы говорим о том, что нет высокого и низкого, что все сферы деятельности человека одинаково интересны, ценны, их можно бесконечно исследовать, в них можно самосовершенствоваться и самовыражаться.
Словом нам повезло: мы находимся в той издательской нише, где нам не скучно. Мы выпускаем не абы что, а как раз то, чего нет на рынке, а нам бы хотелось, чтобы было. Конечно, не каждое издательство может себе это позволить. Каждая наша книжка требует долгой редакторской подготовки, и каждая статья проходит семь стадий редактуры. Даже подобрать такой авторский коллектив — это уже большая проблема. Два года финансировать книгу, которая потом неизвестно как будет продаваться — это большой риск, поэтому надо обладать неким провидческим даром для того, чтобы это делать. Но у нас подобрался именно такой коллектив.
— Каков мир увлечений Марии Аксеновой?
— Самое-самое большое мое увлечение — путешествия. Мы насчитали 31 страну мира, где я побывала. Мне очень нравится дайвинг, подводный мир. Там совсем другое измерение, и взаимодействие с природой другое. Ты буквально кожей чувствуешь природу. Если двигаться в воде достаточно медленно и спокойно, то рыбы позволяют подплыть настолько близко, что их можно потрогать рукой. Я люблю кататься на горных лыжах. Но это у меня пока еще плохо получается. Путешествую в экзотические страны: Индия, Непал, Таиланд.
— Европу и Америку игнорируете?
— В Америке я была раз 10, но, честно говоря, там нет особой экзотики. Некоторые старые европейские города очень привлекательны. В маленьком городе, даже названия его не помню, в Бельгии, меня потрясли узенькие улочки, старая кирпичная кладка, настоящее средневековье, сами стены домов — настоящий антиквариат. Это конечно, фантастические ощущения. Или в Брюсселе мы ходили по пешеходной улице, кругом рестораны, выложена морская еда, и не столько еда интересна, сколько этот вечный праздник на улице. Народ ходит, друг с другом легко разговаривает — очень приятная атмосфера. Но все же больше я люблю экзотические нетронутые острова. На юге Индии в Гоа есть такие места. Острова в Индийском океане — типа Мальдивов, там даже электричество мало куда проведено, чтобы коралловые острова сохранялись в первозданном состоянии.
— Если подытожить сделанное, можно сказать, что рукотворный памятник вы себе возвели. Вас это греет?
— Хорошо, но мало.
— Достойный ответ. И что же дальше? Будете продолжать возводить пьедестал из энциклопедических томов?
— Думаю, что дерзнем пойти дальше, и следующим шагом возьмемся за построение новой образовательной системы, где вообще будет другой подход к образованию. Школьное образование, построенное на том, что ученик должен запомнить, как правильно, совершенно не работает в современном мире. Что было правильно сегодня, завтра уже таковым не является. Важнее научить получать и анализировать знания. Ребенок должен ставить вопрос и идти к ответу, должен иметь возможность проследить, как ученый пришел к тому или иному выводу: пройти за ним логическую цепочку и посмотреть, какие боковые ветви он упустил в рассуждениях и, может быть, найти еще несколько правильных ответов. Мы начали использовать этот подход в своих энциклопедиях, но хотелось бы, чтобы он действовал тотально: и учитель так преподносил материал, и ученики так друг с другом взаимодействовали.
— Что же вы хотите от школы?
— Мне бы хотелось, чтобы те 10 лет, которые ребенок проводит в школе, были годами, когда он учит то, что выбирает. Необходимо, чтобы он уже сегодня, сейчас учился находить общий язык с людьми. Вот почему следующий масштабный проект, который я вижу — это образовательная система.
— Как вы это видите? В каких формах?
Формы должны быть абсолютно разные: начиная от условно называемых школ, — условно потому, что это будет совсем другая школа, — продолжая курсами, либо тренингами для взрослых, чтобы они тоже могли заниматься самопознанием, или переквалификацией, потому что сейчас нам приходится часто менять профессии.
— Думаете, такие школы — это реально?
— Когда мы начинали делать первый том энциклопедии, нам говорили: «Сколько вам лет? И Вы собрались делать энциклопедию?
— Никто не может запретить кому-то делать книжки, выпускать другие товары. Но что касается системы образования… Вы же покушаетесь именно на нее, — это смена методологии, что, как вы сами понимаете, задача другого уровня, чем реализация даже самых грандиозных книжных проектов. Вы уверены, что вам это позволят?
— Во-первых, уже разрешены частные школы, а во-вторых, у меня есть ощущение, что общество созрело. Если есть такая потребность, значит, должно получиться. Мы просто создадим ряд экспериментальных школ. Были весьма нетрадиционные школы.
— Что же касается Вальдорфской и других нетрадиционных школ, то многие из них, по крайней мере, в России, приняли такие, мягко говоря, «причудливые» формы, что упаси боже от подобных «экспериментов». С другой стороны, частные школы, в основе, используют все те же общеобразовательные методики. Так что одно дело уровень постулатов и деклараций, другое — реальная их реализация. К тому же — кадры. Нет в природе идеальных исполнителей.
— Я позволю себе даже более сильное утверждение. Все идеи не доходят до реализации в чистом виде. Поэтому стоит задача реализовать максимальный процент идеи. Нет идеального исполнителя. Это верно.
Есть идеи, которые вообще невозможно реализовать, как идеи революции 1917 года. А некоторые идеи проходят стадию искажений, неудачных заходов, как, например, феминистское движение. Но через ошибки лежит путь к истине. «Любое стоящее дело окутано ошибками, как огонь дымом». Значит, мы никуда не денемся от ошибок, но наша задача — дойти до этого огня.
— Лично вам женские качества в профессиональной деятельности помогают?
— Наверное. Способность договариваться у женщин выше, поэтому, наверное, помогает. У меня высокая способность учиться, восприимчивость новой информации — это тоже женские качества, как и способность услышать, впустить в себя какую-то информацию. Но каждый человек должен вырастить в себе сильные качества, как мужские, так и женские. То есть каждый из нас должен научиться быть и целеустремленным, и воспринимающим. Поэтому, так или иначе, успевающий человек развивает в себе обе части, хоть на первый взгляд это может быть незаметно. Мужчины стараются свою женскую часть запрятать, но абсолютно понятно, что она должна, без нее успеха не будет. Потому что интуиция — женское качество, а без умения воспринимать и договариваться — невозможно вести переговоры.
— В чем, все же, залог успеха по Марии Аксеновой?
— 7 марта 2001 года я была на приеме у президента. Он у нас, как известно, дзюдоист, а основатель дзюдо — Дзигоро Кано — как раз использовал женские принципы в боевых искусствах. Я говорила про мужскую и женскую энергию: «Владимир Владимирович, вам как дзюдоисту будет понятно, что только сочетание мужского и женского дает правильный эффект».
— И ваш пример тому подтверждение. Удачи вам в воплощении замыслов.


Виктор Меньшов
Журнал «Наша школа» № 9 (48) 2003 г.


«Энциклопедия успеха»

Мария Аксенова — руководитель издательского объединения «Аванта+», которое в этом году отмечает свое 10-летие. Суммарный тираж «Энциклопедии для детей», выпускаемой этим издательством уже превысил 10 миллионов. Мария вошла в число 25 самых успешных женщин России и побывала на приеме у Путина. Она — единственная женщина среди 100 бизнесменов, которые были названы журналом «Коммерсант-деньги» управляющими финансами России в 2001 году. Мария Аксенова рассказывает историю своего успеха и рассуждает о женском и мужском бизнесе.

Маленькие этапы большого пути
Меня всегда угнетала мысль, что моя жизнь запрограммирована. Поэтому когда на втором курсе мехмата мои однокурсники создали кооператив, я с ними сдружилась. Тогда я познакомилась со своим нынешним партнером по бизнесу...

О жесткой руке

Управление во многих фирмах строится на диктате — сегодня ты выжимаешь людей, завтра берешь новых. Топ-менеджерам постоянно приходится за всеми следить: все люди новые, ты никому не доверяешь. Ты все время поднимаешься по лестнице, идущей вниз. Мне же всегда хотелось создать дружескую атмосферу на фирме. Мои сотрудники — это команда, которая должна выиграть. Я не хочу выиграть за их счет, я хочу выиграть вместе с ними. Когда ты еще не уверен в себе, у тебя не выработались качества руководителя, ты вынужден брать за счет агрессии и диктата. Но потом от этого можно отказаться как от атавизма. Быть неагрессивным — эта некая роскошь. Наверное, сразу это нельзя себе позволить.

О женском руководстве

Считается, что быть руководителем — мужское дело. Это так, если под руководителем понимать человека, который знает, как правильно, и всем раздает указания. Но бывает женский тип управления: когда руководитель умеет слушать и его задача — выбрать перспективную идею и дать ей ход. Это более эффективно. Наша фирма управляется мужчиной и женщиной, но это не значит, что я проявляю только женские качества, а мой компаньон — мужские. Зачем отрезать от себя половину? Мы так задавлены стереотипом успеха, что даже не понимаем, как это — в социуме реализовываться по-женски. По-женски мы умеем лежать на пляже, красить ногти, детей рожать. Когда мы идем в социум, то ведем себя в нем по-мужски. Есть знаменитое высказывание основателя дзюдо: «Мягкость одолеет силу и зло». Женские проявления содержат в себе огромный потенциал и силу. Сейчас — парадоксально — и успешным женщинам, и мужчинам нужно развивать в себе именно женские качества. Я не призываю мужчин стать женоподобными, а женщин мужеподобными. Нужно не заменить качества своего пола на противоположные, а добавить к себе положительные качества другого пола.

Журнал «MARIE CLAIRE». Апрель 2002 г. Рубрика «Карьера»
главный редактор Анна Баранова,
издатель Виктор Шкулев


«ЧЕЛОВЕК КНИГИ»: Мария Аксенова, энциклопедист

Она окончила механико-математический факультет МГУ с красным дипломом. Автор научно-популярных и публицистических статей, поэт, один из основателей просветительского издательства «Аванта+». Главным делом, принесшим ей известность в книжном мире, стал выпуск известной серии «Энциклопедия для детей».
С 1996 года М. Аксенова как главный редактор издательства курировала все вопросы, связанные с выпуском «Энциклопедии для детей». Не раз случалось так, что госпоже главному редактору приходилось оставаться на работе до полуночи. «Главредство» никогда не считалось синекурой в «Аванте+». С ее приходом на эту должность многое изменилось в работе редакции. Повысилось качество книг, к экспертной оценке иллюстративных материалов и текстов были привлечены ведущие ученые Московского университета, Российской Академии наук, крупнейших столичных архивов и музеев. Сама редакция заметно выросла. Ускорилась и работа. За три с половиной года «главредства» Аксеновой вышло 12 новых книг «Энциклопедии для детей», а также несколько дополненных и переработанных изданий прежде изданных томов.
Именно в этот период ЮНЕСКО дало свою рекомендацию «Энциклопедии для детей». Именно тогда серия была отмечена почетными дипломами от Государственного комитета Российской Федерации по печати и оргкомитета Московской международной книжной ярмарки.
В настоящее время М. Аксенова — председатель расширенного Совета директоров в издательском объединении «Аванта+».

Василий Данилов
Газета «Книжное обозрение» №25 от 19 июня 2000 г.