Пресса

Журналисты и друзья обо мне

Вернуться в раздел

Чтобы не настал нам всем полный абзац…

Чтобы

Мой дед, который работал наборщиком в типографии Сытина, содержал на свое жалование жену, трех сыновей и еще снимал квартиру. Сытин свом работникам разрешал покупать книги по отпускной цене. У нас до сих пор много тех дореволюционных книг. Но самая интересная была и есть «Энциклопедический словарь Павленкова». Это была моя первая серьезная книга.

Утверждают, что поколения, которые приходят на смену уходящим, должны быть более образованными, чем их отцы. Иначе прогресса не будет. А как у нас сейчас? Молодые вовсе не читают книг. Или читают, но то, что, если честно, книгами назвать трудно, особенно если рядом положить классику. Вот уже и на проходившей на днях X книжной выставке-ярмарке «Книги России» присуждают премии за самые сомнительные достижения в области книгоиздательского дела. Есть тут номинации и за худшую редактуру, и за худший перевод. Есть номинация «Полный абзац», ее получил Сергей Минаев за поделки «Духless» и «Media Sapiens», какие тут нужны еще комментарии? Так что, конец прогресса? И мы на пути к невежеству?

Но есть все же желание общества выжить, как у тонущего – глотнуть свежего воздуха. И именно на молодежь и детей здесь надежда. Все-таки нужны им знания, они это и сами чувствуют. А вот откуда они их берут – уже вопрос другой. Из книг – увы, не так часто. Но не все так плохо. Они обсуждают и религию, и философию, и сложнейшие теории устройства мира – по-своему, конечно, другими, чем родители словами.

Но все равно, желание узнавать что-то новое волшебным образом не выживает. И совсем не журналы про моду, секс и Ксению Собчак дают самые большие тиражи, а газетки с кроссвордами и чайнвордами. Дома любители блеснуть тем, что они знают «остров в Средиземном море из четырех букв» или «цветок из которого делают основу для духов», выхватывают с полки словари или энциклопедию. А телевикторины! От самых примитивных до высокоинтеллектуальных. И рейтинги у них какие! Так что на книжном рынке потребность в энциклопедиях не исчезнет. Потому и выпускается огромное их разнообразие. Хочешь «Все о танках», а хочешь «Энциклопедия динозавров», – это для кроссвордов. В них дух легкого угадывания, развлекающего обучения, почти телесериал или комикс. А есть еще серьезные энциклопедии по биологии, географии, литературе, астрономии. Есть, впрочем, труды фундаментальные и всеобъемлющие: Брэм, Британская энциклопедия. Найти книгу – это из словаря прошлого. Сейчас нужно суметь выбрать. Тогда и будут в доме книги, в которых есть всё. Красивые и умные. Тогда и у ребенка появится желание в них заглядывать. Желание станет привычным, потом превратится в потребность. Во всем разнообразии выходящих в России энциклопедий есть проект, безусловно, один из самых интересных. Тем хотя бы, что живет уже давно – и это в наше-то бегущее время. Это вполне научное издание, основательное и добротное, итог работы целых научных коллективов из «предыдущего», образованного поколения. Это «Энциклопедии для детей» издательства "Аванта+", главным редактором которого является Мария Аксенова.

Мария, кому предназначено издание? Читать ведь детям, а покупают родители. Каким вы видите решение такого противоречия?

– Что касается противоречия, о котором вы говорите, я его не вижу. Родители ведь помнят, какими они были детьми. Когда я задумывала энциклопедию, я вспоминала, каким я была ребенком, чего мне не хватало в книгах.

Примерно после выхода 5-го тома стало ясно, что энциклопедия состоялась. Читательские письма свидетельствовали: издание пользуется авторитетом, тогда же к нам стали приходить авторы, находящиеся, как говорят «на переднем крае науки». И многие приходили не из-за гонораров, а потому что им было интересно именно здесь поместить свои материалы. Например, когда мы делали том «Астрономия», то с нами сотрудничали в основном специалисты Государственного астрономического института имени Штернберга. Они нам давали статьи с данными, которые не были еще опубликованы в научных журналах. То есть, сначала несли результаты исследований нам!

Значит, вы получали данные даже не с переднего края, а от разведчиков…. А сейчас Вы сотрудничаете с теми же самыми авторами?

– Все основные тома по отраслям знаний уже вышли, теперь черед более общих тем, связанных с кругозором, выбором профессии…. Стало быть, и круг авторов стал меняться.

Вам же, как главному редактору, как матери школьника, должно быть интересно: есть от этого проекта польза или нет?

– Хороша бы я была, если бы не верила в то, что мое дело приносит пользу! Наша энциклопедия дает возможность не только получить знания, но и разрушить стереотипы, расширить восприятие. Например, раньше человек думал, что есть только такой путь в науке, искусстве, духовных поисках, а после прочтения книги он увидит, сколь много решений существует, и поймет, что выбор за ним. Это и есть поведение свободных людей.

Вы считаете, что если дети будут искать свои собственные решения, сомневаться в данных им схемах и знаниях, то это, безусловно, хорошо?

– Это сложный вопрос. В Китае, например, некоторые производства устроены так: все по команде начинают работать, по команде же – прекращают, по свистку на обед, с обеда и так далее. Для такого производства творческие люди не нужны. Для психологической стабильности и комфорта много знать, может быть, и не надо – только самое главное, что помогает ориентироваться во времени и пространстве. И эти необходимые знания мы, безусловно, даем. Но энциклопедия, как и жизнь, многослойна. Есть слой необходимого, есть слой новых знаний. И каждый может найти свое. Такая «многослойность» – это часть нашей концепции «Энциклопедии для детей». Именно поэтому ее можно использовать и как справочник, и как образовательную литературу, и как источник для написания школьниками первых исследовательских работ.

Дети любят иногда просто рассматривать картинки…

– Вот и хорошо! Рассматривать и запечатлевать образы в сознании. И это тоже ¬– обучение. Был у нас такой случай. Художник нарисовал к одному из томов по истории иллюстрацию, где изображен солдат с ружьем. А редактор рисунок не принял. Дело в том, что на рисунке у ружья был курок, а в те времена, к которым относилась иллюстрация, курков еще не было. Так что иллюстрации наши тоже – информативны и достоверны.

У нас есть статьи по конкретным темам, а есть обзорные, философские – такие обычно стоят в конце или начале раздела. Скажем, в томе «Астрономия» в подобной статье мы рассуждаем о возможности существования внеземных цивилизаций и о том, какое значение это имеет для человечества. Пытаемся ответить на вопрос, почему человек рвется в космос, стремится выйти за пределы привычного. Это уже не имеет прямого отношения к предмету астрономии, но имеет отношение к способности мыслить.

А вы не забыли про школьную программу?

– Существуют базовые знания, их дают в школах и гимназиях. А есть результаты поисков ученых – малоизвестные данные, которые пока вне внимания системы образования. Второе невозможно без первого. Сначала нужны базовые знания, а потом новые открытия. Так вот, мне кажется, что наша энциклопедия служит для гармонизации этих больших полей.

Но вы же думаете о том, чтобы энциклопедию можно было использовать в образования? Ведь именно за вклад в образование ваш коллектив был удостоен премии Президента РФ?

– Мне бы хотелось, чтобы школьное образование помогало детям отвечать и на философские вопросы, которые их волнуют. Зачем я это изучаю? Кем мне быть? Для чего я живу? Какова цель моей жизни? И вот здесь, смею надеяться, энциклопедия может быть незаменимой. Во всяком случае, судя по откликам, так считают наши многочисленные читатели. Это подтверждают и мои друзья, работающие в общеобразовательных школах и в школах для одаренных детей. Наконец, мой главный «эксперт» – сын, пятиклассник Антон – со многими вопросами уже не пристает ко мне, а открывает один из томов энциклопедии.

Энциклопедии призваны жить долго, десятилетиями, как минимум. Для своего издания у вас есть прогноз?

– Энциклопедия – живой организм. Мы выпускаем новые тома. Когда допечатываем тот или иной том, то что-то обновляем, что-то меняем внутри статей. А иногда «приращиваем» целые разделы. Мы рассчитываем, что наша энциклопедия будет существовать не менее 50 лет. Иначе не стоило затевать такой масштабный проект.

Главные цели достигнуты? Задачи решены? Вы хотели просветить поколение, сделать его лучше, образованнее, разрушить стереотипы. Удалось?

– Знаете, можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить. Моя цель – создать «водопой» - достигнута.

Александр Клементьев
 
Газета "Наше время" № 34 от 19-25 марта 2007г.