Пресса

Журналисты и друзья обо мне

Вернуться в раздел

Инь и Ян Марии Аксеновой

Инь

18 декабря 2002 года девять сотрудников издательства «Аванта+» были отмечены Премией Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год за создание фундаментальной книжной серии «Энциклопедия для детей».

В числе этих девяти — Мария Аксенова — председатель совета директоров Издательского центра «Аванта+». Успехи Марии отмечены не впервые. В числе двадцати пяти самых успешных России она была на приеме у президента Путина в марте 2001 года. И среди 100 бизнесменов, которые журналом «Коммерсант-Деньги» были названы управляющими финансами России в 2001 году, Мария — единственная женщина.

Как студентке мехмата МГУ пришла в голову идея открыть издательство?

— Мне хотелось делать хорошие книги, которые раньше нельзя было купить. И писать о том, о чем раньше невозможно было рассказать. Например, при подготовке тома «Религии мира», пришлось проделать небольшую исследовательскую работу: фактически собрать сведения обо всех современных религиозных культах. Это то, что еще не описано ни в одной диссертации или другой научной работе.

Издательство, и сразу — энциклопедии. Слава Брокгауза и Эфрона не давала покоя?

— Ну, не сразу. Несколько месяцев мы пытались издавать газету. Но энциклопедии привлекали меня больше. Как многие выпускники мехмата я хотела создавать нечто большее: либо открытия в науке совершать, либо делать что-то столь социально значимое, за что памятник ставят. Создать многотомную энциклопедию, которая будет служить много лет, — меня очень привлекали масштаб и ответственность этой задачи.

Чем отличаются книги вашего издательства от других энциклопедических изданий?

— Масштабом, грандиозностью замысла; своей концепцией - не просто давать не набор готовых знаний, а показать разные точки зрения, дать широкий взгляд на тему, принципом рассказывать обо всех явлениях, которые существуют, какими бы неклассическими они ни были или какой бы "опасной" ни была тема. Я очень горда, что у нас в томе «Русская литература» есть статьи про рок-поэзию и детские "страшные истории", в томе «Религии мира» — статья про эзотерику. Мы позволили себе подробно раскрыть такие темы, которые обычно в энциклопедиях не затрагиваются.

При составлении энциклопедий вы ориентируетесь на школьную программу?

— Мы ориентируемся на то, чтобы школьный курс вошел в энциклопедию, но мы хотим, чтобы энциклопедия была шире — это же не учебник. Мы стараемся освещать темы, по которым вообще трудно найти литературу. Например, том «Астрономия» замещает собой целую полку научно-популярной литературы по астрономии, в том вошли научные результаты, которые еще даже не опубликованы в научных журналах. Это одна из моих любовий — астрономия. Если у меня такая книжка была бы в школе, я была бы счастлива.

Вы уже 10 лет делаете энциклопедию и говорите об этом с азартом. Не надоело?

— Я даже не представляю себе, как это может надоесть. Если печатать все подряд, лишь бы купили — бульварное чтиво, значит бульварное чтиво, детективы, значит детективы, непроверенную информацию, значит непроверенную информацию — это действительно скучно и не соответствует моим этическим нормам. Возможность дать читателю полную информацию по какой-либо теме — для меня счастье. Потом, мы не стоим на месте — сейчас делаем новую серию «Современная энциклопедия». И опять это совершенно новый подход: энциклопедия не о науках, а о том, что окружает человека в жизни. Но подход энциклопедический. Мы говорим о том, что нет высокого и низкого, что все сферы деятельности человека одинаково интересны, ценны, их можно исследовать, в них можно самосовершенствоваться и самовыражаться.
Словом нам повезло: мы находимся в той издательской нише, где нам не скучно. Каждая наша книжка требует долгой редакторской подготовки, и каждая статья проходит семь стадий редактуры. Даже подобрать такой авторский коллектив — это уже большая работа. А у нас именно такой коллектив.

Каков мир увлечений Марии Аксеновой?

— Самое большое мое увлечение — путешествия. Мы насчитали 31 страну мира, где я побывала. Мне очень нравится дайвинг, подводный мир. Там совсем другое измерение, и взаимодействие с природой другое. Ты буквально кожей чувствуешь природу. Если двигаться в воде достаточно медленно и спокойно, то рыбы позволяют подплыть настолько близко, что их можно потрогать рукой. Я люблю кататься на горных лыжах. Но это у меня пока еще плохо получается. Путешествую в экзотические страны: Индия, Непал, Таиланд.

Европу и Америку игнорируете?

— В Америке я была раз 10, но, честно говоря, там нет особой экзотики. Некоторые старые европейские города очень привлекательны. В маленьком городе, даже названия его не помню, в Бельгии, меня потрясли узенькие улочки, старая кирпичная кладка, настоящее средневековье, сами стены домов — настоящий антиквариат. Но все же больше я люблю экзотические нетронутые острова. На юге Индии есть такие места. Там даже электричество мало куда проведено, чтобы коралловые острова сохранялись в первозданном состоянии.

Если подытожить сделанное, можно сказать, что рукотворный памятник вы себе возвели. Вас это греет?

— Хорошо, но мало.

— Достойный ответ. И что же дальше? Будете продолжать возводить пьедестал из энциклопедических томов?

— Надо идти дальше. Нужна новая образовательная система, где вообще будет другой подход к образованию. Школьное образование, построенное на том, что ученик должен запомнить, как правильно, совершенно не работает в современном мире. То, что было правильно сегодня, завтра уже таковым не является. Важнее научить получать и анализировать знания. Ребенок должен ставить вопрос и идти к ответу, должен иметь возможность проследить, как ученый пришел к тому или иному выводу: пройти за ним логическую цепочку и посмотреть, какие боковые ветви он упустил в рассуждениях и, может быть, найти еще несколько правильных ответов. Мы использовали этот подход в своих энциклопедиях, но хотелось бы, чтобы он действовал тотально: и учитель так преподносил материал, и ученики так друг с другом взаимодействовали.

Что же вы хотите от школы?

— Мне бы хотелось, чтобы те 10 лет, которые ребенок проводит в школе, были годами, когда он учится так, чтобы большую часть знаний он применял потом в жизни. Необходимо, чтобы он уже в школе приобретал социальные навыки: учился организовывать что-то, находить общий язык с людьми.

Лично вам женские качества в профессиональной деятельности помогают?

— Наверняка. Способность договариваться у женщин выше, способность слушать. У меня высокая способность учиться, восприимчивость к новой информации — это тоже женские качества. Но каждый человек может вырастить в себе все сильные качества, как мужские, так и женские: быть целеустремленным и воспринимающим, гибким и твердым, уметь выждать или действовать быстро, использовать интуицию и логику. Успешный человек развивает в себе обе части, хоть на первый взгляд это может быть незаметно. Мужчины стараются свою женскую часть не показывать, но абсолютно ясно, что она должна быть, без нее успеха не будет. Как без гибкости и интуиции? Только сочетание мужского и женского дает наилучший эффект.

И ваш пример тому подтверждение. Удачи вам в воплощении замыслов.

Журнал «Наша школа» №9, 2003г.