Творчество

Я не знаю другой свободы, кроме свободы ума.

Антуан де Сент-Экзюпери
Научно-популярные статьи

Вернуться в раздел

"Войти в реку..." Статья, опубликованная в журнале "Родина", 1997 г.

Книги для своих создателей как дети. Книги и ведут себя также: очень скоро они «вырастают», становятся известными и начинают жить своей, независимой от «родителей» жизнью. Первый том «Энциклопедии для детей», «Всемирная история», вышел в середине 1993 года. Покупатели говорили нам: «Хорошее дело — первый том «Энциклопедии», но будут ли второй и третий?». И некому было нам помочь: ни богатой «бабушки», ни уважаемого «дедушки» у «Энциклопедии для детей» не было. Вторым томом стала «Биология», потом вышли «География», «Геология», «История России», «Религии мира»… Как известно, энциклопедия должна содержать знания «обо всём».

В начале 90-х годов многие книги старели быстрее, чем успевали выходить. Подготавливая к выпуску первые тома «Энциклопедии для детей», мы — издательский коллектив — стремились к тому, чтобы наши книги не устарели ни через год, ни через пять лет, ни через пятнадцать. Но секретом успеха этой энциклопедии стало не только то, что в ее статьи входят последние достижения науки, но и опора на «вечные принципы» познания.

Цель наших книг — доступно и кратко дать читателю базовые сведения, которые позволили бы ему ориентироваться в современном мире и — главное — были бы свободны от предвзятости и стремления навязать готовые ответы. Тем более, что научные знания не являются окончательными ответами на окончательно сформулированные вопросы. Знания создаются реальными людьми в конкретное время в ответ на конкретные практические или теоретические запросы Знания трансформируются, они никогда не являются сформулированными раз и навсегда. Главная идея, заложенная в проект «Энциклопедии для детей», — показать знания и самого человека как открытый в будущее процесс, как поток.

Чтобы анализировать шахматную позицию, не нужно знать, что происходило на доске до этого. Возможные варианты игры зависят только от сложившейся позиции. В науке невозможно рассмотреть чётко определённое современное состояние, в неё, как в реку, нельзя войти не только два раза, а даже один раз. Не успеют ещё смолкнуть слова о состоянии науки сегодня, а она уже изменилась, стала иной... К тому же ни один исследователь не в силах охватить всей сложной и многообразной картины современного знания. Тот, кто включился в процесс математического, естественнонаучного или гуманитарного познания мира, в лучшем случае может понять основные закономерности, на которых строится современная картина мира и оценить обоснованность принципов, положенных в её описание.

Любая сфера знаний, представленная в «Энциклопедии для детей» — не одно лишь её современное состояние, но путь исследований и открытий плюс те проблемы, которые должны быть решены ею в будущем. Как родилась формула, впоследствии ставшая фундаментом целого направления в математике? Как возникла концепция, без которой не мыслит себя социология наших дней? И достаточно ли они обоснованы, чтобы продолжать им доверять. Мы стремимся показать, как изменялись представления о мире с древнейших времен. Мы предлагаем пережить восторг открытия, как его переживали люди задолго до нас, проследить истоки нынешнего положения вещей, понять, как складывался сам механизм процесса познания в его теперешнем виде и чего можно ожидать от него в будущем. Ключ к любой отрасли знаний лежит в понимании логики её развития.

Редакция «Энциклопедии для детей» — место неспокойное. Сколько споров, бессонных ночей и часов работы стоит за каждым текстом! В изложении любой спорной проблемы мы стремимся дать все основные точки зрения. Наша задача — поместить в книгу современную, точную, выверенную до последней запятой информацию. Но при этом мы считаем правильным не скрывать от детей ни «белых пятен» на карте познания, ни проблем, по которым у «взрослых» нет единой точки зрения. Наука знает не всё — это правда и в этом нет ничего плохого. Ведь если бы всё было уже известно, будущим взрослым нечего было бы исследовать!

Мы стремимся создавать книги в духе традиций, восходящих к первой энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Статьи первых энциклопедистов были своего рода путеводителями по обширным областям знаний: читатель мог свободно ориентироваться в запутанных и сложных вопросах и находить направление поиска, которое вело его к получению точного ответа. Наша цель состоит в том, чтобы «Энциклопедия» не только представляла собой сумму знаний, но и активизировала в читателях умение добывать эти знания. В наше время мир стремительно меняется, каждые пять-десять лет люди переучиваются, поэтому сейчас умение добывать знания не менее важно, чем сами знания: образование является неполным без навыков самообразования.

Как правило, в школе ученикам предлагают уже готовую модель, «здание», уже выстроенное кем-то до него. Мы предлагаем читателю пройти весь процесс — от производства строительных материалов через закладку фундамента, возведение стен и окончательную отделку к целому зданию. Разница заключается в том, что при таком подходе читатель не только заучивает расположение «комнат», но и получает представление, из чего и как его строить. После этого уже самому можно делать проекты новых «зданий», и перестраивать старые.

Когда я работаю над «Энциклопедией», я представляю себя ребёнком и стремлюсь сделать книгу интересной и понятной этому ребёнку. Я стремлюсь к тому, чтобы мои читатели радовались красивой и увлекательной книжке, как радовалась бы ей я сама.