Творчество

Я не знаю другой свободы, кроме свободы ума.

Антуан де Сент-Экзюпери
Научно-популярные статьи

Вернуться в раздел

Вступительная статья главного редактора к тому "Астрономия" Энциклопедии для детей

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением... – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.
(Иммануил Кант)

Прекрасное, величественное, бездонное, вечное, загадочное… Всё это о нём – о звёздном небе. Под звёздным небом гуляют влюблённые и пишут стихи поэты, звёздное небо вдохновляет сочинять музыку и приглашает задумываться над «вечными» философскими вопросами. Древние греки слагали о нём легенды. Современный человек – при всей своей сумасшедшей, наполненной заботами и делами жизни – не согласился бы, чтобы в его мире не было красоты, романтики и величия бескрайнего неба.

Человек и Вселенная – главные вопросы человеческого познания. Из этих двух слов исходит всё, что исследует наука, и к ним же всё возвращается. То, что внутри меня и то, что вовне, – вечное противопоставление и вечное притяжение. Поэтому небо увлекает и мечтателя, и прагматика, и физика, и лирика.

Показательно, что любое крупное астрономическое событие, будь это солнечное затмение или появление кометы, привлекает к себе внимание не только специалистов или любителей астрономии, но даже тех, для кого астрономия – это просто одна из множества наук и не более того. И не менее удивителен тот факт, что в астрономии, как ни в какой другой науке, количество людей разных профессий, влюблённых в эту науку ничуть не меньше, а, намного больше, чем профессиональных учёных. В истории астрономии немало случаев, когда именно любители делали открытия или такие шаги в постижении Вселенной, которые приводили к новому витку развития науки. Изучая Вселенную, мы познаём нас самих, ведь мы являемся её частью.

«Астрономия … возвышает нас над нами самими», – писал в конце 19 века великий французский математик Анри Пуанкаре. Международный астрономический союз объявил 2009 год годом астрономии, этой удивительной, волшебной, красивой науки. Вселенная хранит еще столько тайн и загадок… Вдохновляйтесь, исследуйте, влюбляйтесь, совершайте открытия!