Творчество

Я не знаю другой свободы, кроме свободы ума.

Антуан де Сент-Экзюпери
Научно-популярные статьи

Вернуться в раздел

Вступительная статья главного редактора к тому "Бизнес" Энциклопедии для детей

На одной старой китайской вазе была надпись: «Тот, кто почуял ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Не знаю, видели ли эту вазу и эту надпись сотни тысяч наших соотечественников в начале 90-ых годов, но действовали они именно так. Когда советский строй закончил своё существование и по стране гулял ветер перемен, множество людей стали строить «мельницы», надеясь получить пользу из той самой ветреной погоды. Свой бизнес пытались построить все, у кого хватало на это смелости, желания и амбиций. Коммерческие предприятия рождались десятками, а то и сотнями ежедневно. С тех пор прошло более 15 лет, наша страна сильно изменилась, сейчас бизнесомания уже не имеет того размаха. Большинство предприятий, созданных тогда, не дожили до наших дней. Почему? Что помешало? Почему какая-то коммерческая идея выживает, плодотворно развивается, а многие другие растворяются в пустоте? Почему при равных начальных условиях (одинаковое образование, уровень жизни, даже стартовый капитал) некоторые предприниматели успешны, а некоторые, пройдя через поражения и неудачи, выбирают роль служащих? Чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо понять, что приводит людей в бизнес. Казалось бы, ответ прост: желание финансовой состоятельности, финансового успеха. Но это далеко не единственный побудительный мотив. Для кого-то бизнес – это самоутверждение, способ стать значимым и уважаемым человеком, а кто-то рассматривает свою коммерческую деятельность как способ творческой самореализации – творчество и вдохновение, действительно, очень важная часть успешного бизнеса. Кроме того, быть предпринимателем – это талант, и, как любой талант, он требует воплощения. Для всех очевидно, что для того, чтобы стать хорошим музыкантом, нужно обладать музыкальным слухом и склонностью к этому занятию. Чтобы писать интересные книги, необходимо иметь литературный дар, чувство стиля, богатую фантазию. И так в любой деятельности. Чтобы заниматься предпринимательством, тоже необходимы способности: умение увидеть и чётко сформулировать цель, готовность постоянно учиться, способность анализировать и делать выводы, умение общаться с людьми (и слушать, и доносить свою мысль), быстрая реакция, умение принимать решения и следовать им. По утверждению психологов только незначительный процент людей имеет врожденный талант предпринимателя, но все эти качества можно и нужно в себе развивать.

Практика показывает, что, если человека в его коммерческой деятельности интересует не только финансовый результат, а есть ещё какая-то потребность, которую можно этой деятельностью удовлетворить (желание создать самый лучший продукт, стремление реализовать талант руководителя, желание воплотить новую идею), то его шансы построить успешный бизнес многократно возрастают. Бизнес – хороший, эффективный и интересный способ изменять мир. В нём есть творчество, познание, самореализация, в нём может быть созидание, духовное и интеллектуальное развитие. Бизнес дает работу множеству людей, удовлетворяет запросы потребителей, укрепляет экономику страны. Значение предпринимательской деятельности для любого общества трудно переоценить. Джеймс Отри писал: «Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека». Но если иметь в виду только то, что мы рассказали о бизнесе выше, представление о нём получится неполным. Нельзя не упомянуть о том, что предпринимательство – это ещё и зона риска. Бизнесмен рискует своими деньгами, своими надеждами и ожиданиями, временем и силами. Даже самое точное прогнозирование (а возможно ли оно?) ситуации в стране и мире, детальный расчет затрат и возможной прибыли не дают гарантии, что предприятие будет успешным, что рынок примет новый товар или услугу. А ещё бизнес невозможен без огромных усилий и трудолюбия. Рассказывают, что у очень успешного бизнесмена, миллиардера Билла Гейтса за шесть лет между 1978 и 1984 годами было всего шесть выходных дней. Бизнес – живой организм, сложный, требующий больших вложений, как средств, так и сил, умения, творческого потенциала, профессионализма, времени и… удачи. В нашей книге, которую вы держите в руках, мы постарались максимально полно и точно рассказать о том, как создается бизнес, каким законам он подчиняется, как функционирует, почему становится успешным или неуспешным. Обещаем, что будет интересно!